Способы обоснования истинности высказываний

Научный форум dxdy Математика, Физика, Computer Science, LaTeX, Механика и Техника, Химия, Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки Практическая логика. Практическая логика — наука о правильном мышлении. Общее представление о мышлении. Мышление как процесс ответа на вопрос. Структура мышления: вопрос, выдвижение гипотезы, формулировка тезиса, обоснование тезиса, т. Термины имеют значение и смысл. Значение — это чувственно воспринимаемые объекты предметы, свойства, отношения. Смысл понятие —это есть определяющий признак объекта. Определяющий признак - это признак, по которому определяемый объект отличается от всех других объектов. Определение термина — это приписывание определяющего признака определяемому термину, позволяющее отличать определяемый предмет ото всех остальных. Определения терминов бывают остенсивные и вербальные. Остенсивное определение — это определение, опирающееся на чувственные восприятия. Вербальное определение — это определение смысла понятия определяемого термина через смыслы определяющих терминов. Смысл понятия и определяющий признак — это одно и то. Методологические правила введения термина. Методы эффективизации, алгоритмизации, квантификации, метод качественного уточнения терминов. Метод логической систематизации терминов. Определения в гуманитарных и естественных науках бывают через род и видовое отличие индуктивные. Необходимо избегать приемов, которые схожи с определением по форме, но не являются таковыми. Суждение есть высказывание, в котором утверждается или отрицается наличие свойства или отношения у предмета. Суждение имеет форму и содержание. Форма — это синтаксис, содержание есть семантика суждения. Логику интересует форма суждения, а из содержания суждения его истинность ложность. Истинность есть соответствие приписывания предиката суждения его субъекту присущности свойств или отношений, обозначаемых предикатом, предмету, обозначенному субъектом суждения. Истинность бывает логической и фактуальной. Логическая истинность — это истинность, которая устанавливается через анализ логических терминов. Логические термины определяются остенсивно. Фактуальная истинность устанавливается не только при помощи логических терминов если они естьно при помощи дескриптивных терминов терминов, обозначающих некоторые предметы, их свойства и отношения. Методы обоснования истинности суждений относительные и безотносительные Фактуальная истинность делится на эмпирическую и аналитическую в зависимости от качества терминов эмпирических или аналитических. Эмпирическая истинность — это истинность, устанавливаемая с помощью чувственных восприятий или с помощью эмпирических терминов. Эта истинность может быть установлена только относительно материальных, чувственно воспринимаемых предметов. Аналитическая истинность - это истинность, устанавливаемая с помощью анализа смысла понятия аналитических терминов. Аналитический термин — это термин, имеющий смысл понятие, определяющий признак рассматриваемого объекта. При создании понятий смысла терминов самую существенную роль играют идеализации. Идеализация — это наделение объекта свойствами, которыми он не обладает. Эти свойства могут доводиться до "предела", а в квантифицированных науках до бесконечности или до нуля. Идеализация проводится методами обобщения, огрубления, упрощения и т. Принцип идеализации выявление существенного и отвлечение от несущественного. Логику интересует корректность вопроса и правильность ответа на. Вопросы бывают обыденными и научными. Обыденный вопрос — это вопрос, корректность которого определяется истинностью всех его явных предпосылок. Явная предпосылка — это предпосылка о существовании тех объектов, которые указаны в терминах вопроса. Научный вопрос — это вопрос, истинность ответа на который определяется истинностью его явных и скрытых предпосылок. Скрытая предпосылка — это предпосылка, которая явно не дана. Научную работу можно представить как вопрос и ответ на. Научная работа определяется результатом этой работы, которому должен соответствовать основной вопрос данной работы. Основной вопрос сводится к вспомогательным вопросам главам, параграфам и т. С помощью операции деления понятия, являющегося ключевым словом данного вопроса. Ответ строится путем ответов на вопросы нижнего уровня сведения вплоть до ответа на основной вопрос. Построение научной работы состоит из дачи вербальных определений исходным терминам их контекстуального определения. Вербальное определение — определение смысла термина понятия через указание смыслов уже известных определяющих терминов. Контекстуальное определение — неявное представление о смысле термина через указание суждений, в которых встречается данный термин. Методологические требования к результату научной работы. Методологические требования к цели, введению, содержанию и заключению научной работы. Доказательство есть обоснование истинности суждения на базе либо других суждений опосредованное доказательстволибо на основе анализа свойств и отношений самого анализируемого предмета непосредственное, т. Логика в основном занимается опосредованным доказательством и формулирует правила законы вывода не обязательно отображающие выводы реального мышления. Математическая и традиционная логика. В опосредованном доказательстве определяющую роль играет вывод. Опосредованные доказательства опираются на предыдущие суждения. Частный случай опосредованного доказательства — это аксиоматическое доказательство, когда выводы делают из аксиом. В традиционной логике; 2. Теории бывают чисто формальными и содержательными. Обычные теории физика, биология и т. Формальные теории — это чисто синтаксические построения, не имеющие предмета т. Предметом содержательных теорий являются принимаемые в теории идеализации, на которых истинны законы теории. Прикладная теория является интерпретацией синтаксиса теории либо на материальных объектах, либо на идеализациях, отличных от идеализаций теории. Если суждения могут быть истинны либо эмпирически, либо аналитически, то теория, принимая определенные идеализации, может быть истинна только аналитически. Прикладная теория может быть истинна и эмпирически. Методы построения и обоснования содержательной и формальной теорий. Методы построения и обоснования специфицированной содержательной теории. Заключение: сравнение практической, традиционной и математической логик как наук о практически применяемом мышлении. Не всякая логика есть наука о человеческом мышлении. Например, многие законы традиционной и математической логик почти не касаются этого мышления. В традиционной логике всего около 3 — 5 силлогизмов применяется в практике конкретного мышления, а остальные силлогизмы чисто искусственные построения. В математической логике то же. Она отображает до 5 выводов, которые задействованы в мышлении. Поэтому традиционную и математическую логику нужно преподавать совместно с методологией, уделяя ей главное внимание. Вначале мне показалось, что эта тема из тех, в которых обсуждать нечего и автор, собственно, ни на какие обсуждения не рассчитывал. Но вот меня один момент зацепил: § 5. Теории бывают чисто формальными и содержательными. Обычные теории физика, биология и т. Формальные теории — это чисто синтаксические построения, не имеющие предмета т. Действительно, есть такая широко распространённая точка зрения насколько я знаю, даже среди профессиональных математиковчто теории бывают формальные и содержательные. Однако ж мне эта точка зрения как-то непонятна. Ладно, с формальными теориями всё понятно: это всего лишь способы манипулирования формальными высказываниями - строчками символов определённого вида. А вот что такое "содержательная теория", убейте меня, я не понимаю. По моим понятиям, "содержательность" теорий существует лишь в фантазиях теоретиков. Однако ж они формализуемы - до той степени, до какой это имеет практический смысл. Насколько я понимаю, любая теория - это способ манипулирования высказываниями, т. Этот способ может считаться до определённой степени "понятным без дополнительных уточнений", т. Но всё равно никакой "содержательности" от этого в теории не появляется. Я полагаю, что "содержательность" в том смысле, в котором имел в виду топикстартер, появляется у теории только при её применении. Причём, надо заметить, что применение теории зависимо от субъекта. Можно ведь и микроскопом гвозди забивать, хотя в теоретическом пособии написано: "Возьмите молоток. Но никто не гарантирует нам, что не найдётся такой субъект, который посчитает за этот самый "молоток" подвернувшийся ему под руку микроскоп. Отсюда выводы: 1 Ничто не мешает применять формальные теории, наделяя их таким образом содержанием. Когда теория глубоко формализована инструкции подробные - это даже. Поэтому смысл понятия "содержательная теория" и остаётся неопределённым. Кто сейчас на конференции Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения Найти:.

Официальный сайт электронной библиотеки
optipark.ru Карта сайта © 1999—2016 Электронаая библиотека